По следам истории: Nintendo Entertainment System ("Денди")

В 1983-м году, когда спад на рынке консолей и банкротство ведущих издателей едва не похоронили мировое игростроение, от неминуемой гибели отрасль спасло изобретение японской компании "Нинтендо" — домашняя видеоприставка со скромным и понятным каждому названием Nintendo Entertainment System (NES), поднявшая интерес к видеоиграм не только у потребителей, но и среди инвесторов, отвернувшихся от виртуальной реальности сразу же после начала кризиса. Недаром запуск NES считается вторым днем рождения индустрии.

Donkey Kong

Donkey Kong — первая игра для Famicom


Громоздкие прародители

История судьбоносной консоли уходит своими корнями в конец 70-х — эпоху повального увлечения игровыми автоматами. Их производством в то время занимались даже не имевшие никакого отношения к отрасли комбинаты и предприятия. Не стала исключением и "Нинтендо", изначально специализировавшаяся на выпуске детских игрушек. И хотя ее дебют на новом поприще оказался откровенно слабым (автомат под названием Radar Scope, скопированный с популярной игры Space Invaders, так и не окупил вложенных в него средств), компания не сдавалась, продолжая осваивать перспективный рынок.

В 1981-м году штатный дизайнер "Нинтендо", Сигеру Миямото, придумал простенькую игру, главными героями которой являлись плотник по имени Прыгун, перевоплотившийся впоследствии в водопроводчика Марио, и мартышка-переросток Данки Конг. Из уровня в уровень игроки спасали из лап примата безымянную пленницу, преодолевая по пути различные препятствия. При всей своей наивности забава пользовалась невероятным спросом, однако продолжать ее выпуск в формате игрового автомата не имело никакого смысла — в моду стремительно входили домашние приставки со сменными картриджами. Решив покорить и эту нишу, "Нинтендо" принялась за создание собственной консоли, которая, по замыслу, должна была стать не просто устройством для воспроизведения игр, а первым в мире "семейным компьютером". Изобретение так и назвали — Nintendo Family Computer (Famicom).

Famicom

Famicom


Долгожданная премьера восьмибитного чуда состоялась в Японии 15 июля 1983 года. В этот же день в продаже появились и первые картриджи — Donkey Kong, Donkey Kong Jr. и Popeye. Несмотря на скудный ассортимент игр, новинка в короткие сроки стала самой раскупаемой консолью, что объяснялось ее низкой ценой (около 150 долларов) и уникальными для того времени возможностями (пятиканальный звук и палитра из 52-х цветов). Только за первые два месяца устройство приобрело пятьсот тысяч семей, а всего за два года пребывания на рынке было продано пятнадцать миллионов консолей и около 150 миллионов игр. Подобные показатели не снились ни Atari 2600, ни Sega Mark 3 — главным на тот момент конкурентам Famicom. Портили картину только частые поломки устройства, вынуждавшие производителей отзывать из розничной продажи немалые тиражи, а также отсутствие на платформе по-настоящему интересных игр, список которых замыкался на паре-тройке наименований вроде Super Mario Bros.и Legend of Zelda.


Американская история NES

Все эти огрехи, впрочем, не помешали дебюту устройства в США, где оно получило "историческое" имя Nintendo Entertainment System. Вместе с названием изменился и внешний облик: в отличие от красно-белой японской версии американская была окрашена в серый и белый цвета, имела съемные джойстики и слегка напоминала тостер. Помимо двух основных контроллеров у NES имелся еще ряд дополнительных манипуляторов, наибольшей популярностью среди которых пользовались световой пистолет Zapper и коврик под названием Power Pad, предназначенный для любителей танцев и аэробики в домашних условиях.

NES

Так "cпасательный круг игровой индустрии" выглядел в США


К 1987-му году число обладателей NES в Новом Свете достигло трех миллионов человек, а слово Nintendo стало синонимом электронных развлечений в любом их проявлении. Фактически японская корпорация монополизировала американский рынок, заставив издателей и разработчиков плясать под свою дудку. Так, одно из условий сотрудничества с корпорацией гласило: все эксклюзивные творения для NES не должны переноситься на другие платформы в течение двух лет с момента выхода. С теми, кто отказывался от подобных условий, занимаясь выпуском нелицензионных картриджей, "Нинтендо" попросту судилась. Единственными пиратами, избежавшими иска, стали авторы многочисленных игр на религиозную тематику из студии Color Dreams. Боясь народного гнева, производитель не решился на судебное разбирательство с набожными разработчиками.

Прервать этот заоблачный полет японцев попытались в начале 90-х инженеры из "Сеги", выпустившие свою версию центра домашнего досуга под названием Genesis, и придумавшие собственного персонажа — синего ежика Соника. И хотя на первых порах их борьба с "Нинтендо" напоминала скорее противостояние муравья и слона, американские игроделы все же сумели положить конец господству NES на континенте. Мир постепенно вступал в эру шестнадцатибитных технологий.


"Денди" — играют все

Меж тем, на другом конце света, в России, популярная забава только начинала набирать обороты. Главная заслуга в том принадлежала компании Steepler, основанной несколькими предприимчивыми выпускниками МГУ. Прознав о существовании NES за рубежом, они арендовали небольшой заводик в окрестностях Москвы и наладили производство приставки на территории России. Ни о какой лицензии тогда не шло и речи, да и вряд ли она была бы по карману отечественным "дистрибьюторам". Поэтому российские аналоги знаменитой платформы были на сто процентов контрафактной продукцией и впервые сошли с конвейеров в 1991-м году, получив имя "Денди" и новый логотип в виде "очеловеченного" слоненка.

Видео Асс Денди

Первый российский журнал, посвященный видеоиграм


Заняв пустовавшую доселе нишу домашних приставок, устройство тотчас обрело поистине народную славу. "Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди — играют все", — этот знаменитый рекламный слоган необычайно точно иллюстрировал ажиотаж вокруг новинки. Именно благодаря NES в России начал постепенно формироваться рынок электронных развлечений, вслед за которым появились сопутствующие печатные издания и даже телевизионные шоу. В 1993-м году открылся первый отечественный журнал, посвященный видеоиграм — "Видео Асс Денди", а спустя еще пару лет на телевидении стартовала программа "Денди — новая реальность", которую вел невероятно харизматичный и улыбчивый телеведущий Сергей Супонев, погибший в 2001-м году.

К середине 90-х суммарные тиражи проданных консолей перевалили отметку в миллион копий, а дилерская сеть "Стиплера" насчитывала более 350 филиалов по всей стране. Попытка фирмы в 1996-м году выйти на легальный рынок закончилось провалом: став официальным российским дилером "Нинтендо", компания не выдержала конкуренции со стороны многочисленных пиратов, чья продукция была в разы дешевле лицензионных приставок и картриджей. С закрытием первого российского распространителя видеоигр в том же году завершилась, по сути, и история легендарной "Денди" — такого же неотъемлемого атрибута начала 90-х, как мексиканские сериалы и финансовые пирамиды.

Сегодня NES входит в пятерку бестселлеров, оставивших свой неизгладимый отпечаток в истории индустрии. За двадцать с лишним лет своего существования устройство разошлось по миру в количестве 60 миллионов экземпляров, не считая разнообразные клоны вроде той же "Денди". И хотя по показателям продаж NES сильно уступает PlayStation 2 и Game Boy, с ее вкладом в игровую отрасль могут сравниться только Братья Марио и Magnavox Odyssey. Спорить с этим было бы глупо.


Самые популярные игры для "Денди":

Наверх

© games.mail.ru

Up Up Down Down Left Right Left Right B A